Пояснительная записка
В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…". Основу современного дополнительного образования детей составляет масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Основная и самая важная задача современного дополнительного образования - это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Также в стандартах второго поколения отмечено: «… проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает вы-воды, анализирует свою деятельность (рефлексия)…».
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности. 1. Компетентность разрешения проблем. 2. Информационная компетентность. 3. Коммуникативная компетентность.
Работая в начальной школе в течение длительного времени, отмечаешь, что проектная деятельность занимает значительное место в обучении. На многих уроках применяются задания проектного характера, и не всегда хватает времени на его выполнение. Вместе с тем отмечается не-достаточное владение учащимися способности оперативно добывать необходимые знания из раз-личных источников информации, у детей мало развиты способности к анализу, сопоставлению фактов, обобщению информации, поиску оптимального пути решения проблемы, не всегда дети умеют работать в группах. Проблемный анализ деятельности учителя на основе результатов работы с учащимися по-казал, что в данном классе, многие дети не в полной мере владеют проектной деятельностью, работают в основном по образцу, затрудняются выполнять задания самостоятельно. Но есть и такие учащиеся, которым очень интересно этим заниматься.
Также опыт работы показывает, что дети с удовольствием выполняют задания, дающие развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций. При этом достаточно остро встает вопрос, где найти ответы, какой литературой пользоваться, как правильно оформить проект. Это беспокоит не только детей, но и родителей, которые помогают детям в выполнении данных заданий. На уроках не всегда находится время для формирования проектных навыков учащихся, также возникают противоречия между необходимостью и важностью метода проектирования в начальной школе и недостаточным пониманием значительности данного метода в начальной школе. Проблема заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации метода проектирования в начальной школе.
Немаловажную роль играет и тот факт, что в данном классе ведется предмет «Основы исследовательской деятельности учащихся». В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Несмотря на разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Проекты полезны в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. Также метод проектов есть один из путей реализации исследовательского обучения.
Решение проблемы в преодолении противоречий и выполнении социального заказа призвана дополнительная образовательная программа «Я - созидатель», нацеленная на формирование ключевых компетентностей учащихся на основе раскрытия основных характеристик содержания проектной деятельности и особенностей его организации и проведения.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основ-ной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и так же обеспечить процедуру учёта вне учебных достижений обучающихся.
Данная программа является адаптированной – в основу программы легли разработки И.Д. Чечель «Исследовательские проекты в практике обучения», Н.М. Конышевой «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии».
Отличительная особенность программы заключается в том, что ведущим методом обучения младших школьников является метод творческих и исследовательских проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет). Срок реализации 2 года. Вид детской группы – профильный, состав – постоянный, особенности набора – свободный. Общее количество часов в год – 34 часа. Количество занятий в неделю – 1 занятие, периодичность – каждая неделя. Форма занятий: индивидуальная, групповая, экскурсии.
Цель: в процессе проведения занятий по проектной деятельности способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию личности, творческого потенциала учащихся начальной школы в условиях детского объединения «Я – созидатель».
Задачи: 1. Изучить проблему проектной деятельности учащихся начальной школы 2. Проанализировать учебный материал по данной проблеме для формирования ключевых компетенций, возможности творческого потенциала личности ребенка; 3.Формировать коммуникативную, информационную компетентность в сотрудничестве, способности к организации проектной деятельности и управления ею. 4. Развивать умения решать творческие задачи, умения самостоятельно и совместно принимать решения, умения работать с информацией. 5. Воспитывать целеустремленность, настойчивость; способность доброжелательно относиться к людям, сопереживать. 6. На основе обобщения полученных данных разработать рекомендации для учителей начальных классов.
Объект исследования: Процесс формирования ключевых компетентностей учащихся начальной школы.
Предмет исследования: Методические условия проектной деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Я - созидатель»
Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектной деятельности детей младшего школьного возраста; метод наблюдения, сопоставления, обобщения; анкетирование родителей; диагностика детей; эксперимент.
С полной версией работы "Я - созидатель" можно ознакомиться ТУТ.
|